Out of outsourcing, или не время для аутсорсеров...

Out of outsourcing, или не время для аутсорсеров...

Кризисный 2009 год создал предпосылки для передачи корпоративной IT-инфраструктуры на стороннее обслуживание. Это стало поводом для многообещающих прогнозов роста IT-аутсорсинга в России, и в первой половине 2010 года казалось, что они сбудутся. Однако то ли вместе с окончанием кризиса энтузиазм заказчиков угас, то ли на рынке по-прежнему мало достойных предложений, но, так или иначе, во второй половине 2010 года IT-аутсорсинг так и не обрел ожидаемого спроса.

 

В начале нынешнего года группа «Астерос» представила собственный прогноз развития рынка IT-услуг на 2010 год. По оценке системного интегратора, локомотивом роста должно было стать направление IT-аутсорсинга, которому по итогам года предрекался рост на уровне 10–15% (в условиях ограниченности финансовых ресурсов эта услуга является одним из способов снижения затрат на поддержку IT). «Действительно, в кризисный период новые проекты заказчиков были сфокусированы на оптимизации издержек и сокращении расходов, что породило интерес со стороны бизнеса к IT- аутсорсингу», — констатирует Мария Юргелас, заместитель генерального директора компании «СИТРОНИКС Информационные Технологии» в России. Благодаря этому к «классике» IT-аутсорсинга — обслуживанию IT-инфраструктуры — добавились новые сервисы, связанные с управлением информационными системами.

Первая половина 2010 года казалась многообещающей для аутсорсеров: заказчики проявляли неподдельный интерес к услугам технической поддержки уже внедренных инфраструктур, при этом наибольшую активность по традиции демонстрировали представители госсектора. Однако во второй половине года многие из них не стали продлевать контракты. В результате, по словам Дмитрия Ведева, директора по маркетингу компании «АйТи», несмотря на сохранение перспективности, назвать сегмент IT-аутсорсинга по итогам года одним из самых быстрорастущих на российском IT- рынке было бы преувеличением.

Не сбылось
«В этом году мы приняли участие в нескольких крупных тендерах на предоставление услуг IT- аутсорсинга и обнаружили, что на российском рынке до сих пор нет единого стандарта на данный вид услуг, каждый заказчик под IT-аутсорсингом понимает что-то свое», — подчеркнул Григорий Шевченко, первый заместитель генерального директора по коммерции компании «Открытые Технологии». По его словам, заказчикам крайне сложно подготовить конкурсную документацию для участников тендера и выработать единую методику оценки конкурсантов. Получив много самых различных предложений от системных интеграторов, заказчики осознали, что на рынке предлагается огромное количество разнообразных аутсорсинговых услуг и их разброс настолько велик, что в нем очень трудно сориентироваться и выбрать для себя оптимальное предложение. А так как в связи с кризисом ситуация внутри компаний тоже изменилась, большинство заказчиков решили повременить с аутсорсинговыми проектами и отложить их на будущее.

«Ожидания российского IT- сообщества относительно увеличения объема услуг аутсорсинга во время кризиса не оправдались», — констатирует Андрей Кудря, генеральный директор компании «РАМЭК». По его словам, в этот период несколько вырос лишь объем простейших форм аутсорсинга: в частности, многие компании отказываются от услуг штатного технического специалиста и поль зуются услугами приходящего по вызову IT-администратора для обслуживания своих компьютеров. Что же касается более серьезного, комплексного обслуживания IT- инфраструктуры, то чуда не произошло, поскольку крупные российские компании по-прежнему опасаются доверять сторонним подрядчикам зачастую даже косвенные бизнес-процессы, способные выдать коммерческие секреты.

Участники рынка сходятся во мнении, что рост спроса на аутсорсинг сдерживается отсутствием каких-либо качественных сдвигов в развитии этой услуги: за прошедший год не произошло принципиальных изменений ни в технологиях, ни в методологиях, ни в подходах к ее предоставлению. «Прогноз роста IT-аутсорсинга базировался на предположении, что кризис заставит бизнес отказаться от непрофильных расходов и передать некоторые процессы на обслуживание специализированным компаниям. Но системные интеграторы попросту оказались не готовы к предоставлению SLA высокого уровня, поэтому заказчики пока не спешат передавать контроль своей IT-инфраструктуры в чужие руки», — комментирует Григорий Шевченко («Открытые Технологии»).

Трезвый взгляд
Несбывшиеся прогнозы отрезвили рынок, заставив сервис-провайдеров переосмыслить свои возможности и более глубоко структурировать предложения в этой области. В частности, к уже существующим моделям аутсорсинга добавились принципиально новые, основанные на концепции облачных вычислений. По оценкам российских IT- компаний, в перспективе этот под ход способен кардинально изменить структуру рынка IT-аутсорсинга.

«Общее планомерное движение IT-рынка в сторону сервисов очевидно, а аутсорсинг по-прежнему остается одним из наиболее перспективных направлений IT-бизнеса», — убеждена Мария Юргелас («СИТРОНИКС ИТ»). По ее словам, всеобщее стремление к сокращению затрат и оптимизации контроля за ними уже заставило некоторые крупные, зрелые компании обратить внимание на возможности, которые открывает IT-аутсорсинг для бизнеса. Их успешные проекты в данной области станут примером для других заказчиков. «Полагаю, что в ближайшие два-три года рынок все-таки дозреет до аутсорсинга и эта услуга будет стандартизирована. По крайней мере активная работа в этом направлении ведется», — резюмирует Григорий Шевченко («Открытые Технологии»).

Алексей Комов

Источник: it-world.ru

Contact our department if you are desperate to get blacklisted.