Кризис: время пересмотреть клиентскую базу
Определяющим фактором деятельности любой компании сегодня является экономический кризис. Одним из механизмов, способных демпфировать его воздействие, в питерской компании РАМЭК выбрали диверсификацию клиентской базы на основе результатов анализа финансовой ситуации в стране и возможных перспектив ее развития, а также концентрацию компании на таких ИТ-направлениях, как консалтинг, системная интеграция и производство вычислительных систем.
“Наш опыт показывает, что сегодня живых отраслей в стране нет — есть только живые компании. В основном это компании среднего бизнеса, занятые производством и оптово-розничными продажами. С ними мы и хотим работать”, — сказала Елена Александрова, заместитель генерального директора РАМЭК по маркетингу и развитию бизнеса. Она полагает, что в силу названных выше причин сейчас не самое удачное время концентрировать усилия компании на каких-либо конкретных отраслях.
Вместе с этим подчеркивается, что РАМЭК не намерена отказываться от уже приобретенного клиентского багажа. Так, предполагается активно использовать достижения прошлого года для расширения своего присутствия на предприятиях энергетики, телекома, в учебных организациях.
РАМЭК на протяжении многих лет активно работает с госсектором (в основном заказчики компании здесь — предприятия военно-промышленного комплекса) — на него приходится около 35% ее оборота. По мнению генерального директора компании Сергея Белевицкого, настала пора снизить эту долю. “Работа с заказчиками из данного сектора — тяжелый бизнес — сказал он. — Там масса формальных требований, вызывающих у наших технических специалистов раздражение. У многих из них просто не выдерживают нервы из-за неадекватных решений, которые принимают эти заказчики по использованию результатов нашей работы. У нас самая большая миграция персонала внутри компании между проектами связана с обслуживанием госсектора”.
Вместе с этим он отмечает, что в нашей стране государство является главным заказчиком для любого бизнеса и отказываться от него было бы глупо. Поэтому компания намерена расширять свое присутствие в других клиентских сегментах, но не в ущерб государственному. Несмотря ни на что, это выгодный заказчик для системного интегратора, считает Сергей Белевицкий, поскольку даже кризис не может прекратить работу госорганизаций над обеспечением прозрачности своих бизнес-процессов, увеличением оперативности принятия решений, консолидацией данные. Среди госзаказчиков есть такие (например, Пенсионный фонд РФ, арбитражные суды), функционирование которых базируется на телекоммуникациях. Они даже в условиях предписанного им 15-процентного секвестирования бюджетов не смогут исключить расходы на ИТ — им придется экономить на других статьях расходов.
В госорганизациях недавно был введен показатель эффективности использования ИТ-средств, это требует от них сокращения немотивированных вложений в ИТ-инфраструктуру. Здесь РАМЭК намерена реализовать свои возможности в активно развиваемых ею новых направлениях ИТ-консалтинга и бизнес-аналитики (BI). Как заявляют руководители РАМЭК, компания готова помочь госпредприятиям в выборе путей достижения реальных, а не показных результатов использования ИТ. При этом компания не намерена продвигать продукты BI каких-либо определенных вендоров. Она видит свою задачу в разработке и внедрении у заказчиков собственных BI-решений, в продвижении собственной экспертизы в этой области, используя проприетарные продукты известных разработчиков и не исключая при этом применения продуктов с открытыми кодами.
Коммерческие компании, как отметила Елена Александрова, тоже нуждаются в средствах бизнес-аналитики. “Сегодня в финансовых структурах актуально краткосрочное планирование — на пять дней, — сказала она. — По-видимому, на такую же оперативность принятия решений стоит ориентироваться и всем остальным бизнесам. Им нужно искать свободные ниши, создавать новые продукты, оперативно реагировать на рыночные изменения. Вряд ли это возможно без средств бизнес-анализа, без автоматизации процессов принятия решений”.
По наблюдениям РАМЭК, коммерческие организации перешли на малобюджетные короткие ИТ-проекты, позволяющие максимально дешево и оперативно решать самые насущные и специфические проблемы бизнеса. Для этого больше подходят специальные нишевые продукты и решения, нежели универсальные платформенные технологии. По мнению представителей РАМЭК, это приведет к тому, что перед ИТ-руководителями вновь в полный рост встает задача интеграции разнородных систем в ИТ-зоопарке. Для ее решения потребуется привлечение внешних ИТ-консультантов, услуги которых компания РАМЭК также готова предоставлять, доведя долю таких сервисов в своем обороте до 25—30%.